-------------------------------------
БЭ-МИДБАР
Тора предупреждает, что, когда разбирают Скинию перед новым походом, открывается взору то, что было сокрыто от глаз столбами и шкурами поверх, - Ковчег Завета. И тот, говорит Тора, кто увидит это, - умрет.
И нам известен прецедент, когда жители Бейт-Шемеша, видя возвращающийся из филистимлянского плена Ковчег, хоть и кланялись ему — в дань уважения — но всё же и косьбы не прекращали. Так даже удобнее косить, склонившись. И через это умерли на месте, знаете, сколько? По одной из версий, пятьдесят тысяч человек (Сота 35:2)! И не простые люди были, а каждый был — как все семьдесят членов Синедриона! Представляете себе, каким «опасным грузом» был Ковчег?! Едет повозка, запряженная быками, сопровождаемая левитами и прочими, а вокруг падают бездыханные тела!
Может, они были наемными рабочими, и считали, что не имеют права прерывать работу ради оказания почета Ковчегу; старались совместить. И не помогло. Тем более, что Узия, который, опять же, по одной из версий, помочился(!) на виду у Ковчега, умер. И Узия был, ох, не простой еврей! сам царь Давид ужасно переживал его смерть! И у Узии, видимо, была причина не удаляться в кусты: он был при исполнении, и считал, наверное, что он не может покинуть пост.
И мотивы жителей Бейт-Шемеша, и мотивы Узии — кошерны и понятны. Отчего ж не помогли?? Почему левит, который занимается своей прямой обязанностью — разбирает Скинию «по брёвнышку», умирает, ненароком увидев Ковчег?? Именно поэтому, говорит мидраш, левитов было всегда мало! ...В чем здесь дело?
Ответ лежит на поверхности: что символизирует собой Ковчег? прототипом чего является? Прототипом Торы. А что первичнее даже Торы? Правильно, «дэрех эрец»! «Дэрех эрец», в вольном переводе будет - «адекватное поведение». Да, молитва обязательна и для летящего в самолете, но как ты можешь стоять на своем месте, нависая над соседями, причиняя им душевный дискомфорт (а в полете и так у многих хватает стресса), мешая им пройти, наконец?? Да, истовая молитва Б-гу, с погружением, - дело, безусловное, благое. Но как ты можешь долго молиться там, где перед тобой молятся еще люди, и им закон запрещает двинуться, пока ты не закончишь?! ...Примеров — не счесть, но вернемся к нашему вопросу.
Да, все упомянутые выше евреи поступали правильно с точки зрения закона, но... как можно, посудите сами, продолжать косить, когда Ковчег Завета минует?! И, тем более, как можно мочиться неподалеку от высочайшей святыни?! Как?!?
Ковчег был сосредоточием Торы в ее идеальном выражении. И «дэрех эрец», как интегральная составляющая поведения «человека Торы», была необходимым для выживания пропуском любому, кто оказывался рядом! ...Да, левит, разбирающий Скинию, порой мог просто случайно глянуть на открывшийся взору Ковчег. Но — как же можно пялиться на то, что обязано быть сокрыто? Как можно стоять и глазеть на больного, выносимого на носилках из дома? Думаешь, ему приятно быть в центре внимания, когда он жалок и беспомощен?? Это зрелище — только для глаз медиков, не для зевак! А Ковчег — вообще ни для кого! Это «дэрех эрец», без нее Тора — не Тора. А зачем еврею жизнь без Торы? Незачем.
И многие заплатили жизнью за этот урок.
Пусть их пример послужит нам уроком, чтобы не повторить их ошибок и, следовательно, их судьбы.