You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Синагога Юрмальской Еврейской Общины

 

 

Почасовая оплата по неточным часам.

 

Почти в самом конце недельной главы «Ки Теце» фигурирует запрет не только на использование, но даже на хранение дома неточных гирь, безменов и прочих приспособлений для измерения и взвешивания продаваемой продукции. 

Интересный вопрос, связанный с данным запретом, был задан одному из известнейших раввинов современности – раву Ицхаку Зильберштейну, являющемуся раввином бней-браковского района  «Рамат Эльханан». Некая семья пользуется услугами приходящей прислуги  на условиях почасовой оплаты. Как правило, время, проведенное ею за работой, отмеряется по часам, висящим у хозяев на стене салона. Однако – вот беда! – эти, старинной работы, часы немножко отстают!  Разница во времени в 1-2 минуты в принципе не существенна, но все-таки  возникает вопрос: можно ли хранить и использовать эти часы – ведь для замера, влияющего на конечную сумму гонорара прислуги, используется неточный прибор! 

Ответ раввина, вкратце, звучал так: 

По логике вещей, приспособление, посредством которого рабочие и служащие отмечают свой приход и уход, обязано точно отмерять время. В противном случае, его хозяин нарушает запрет Торы. То же касается и счетчика в такси, счетчиков воды, электричества и т.п.

Другое дело – домашние часы, основным предназначением которых, безусловно, является демонстрация актуального времени, но никак не замер количества часов с начала какого-нибудь события до завершения оного! Другими словами, эти часы не попадают в разряд измерительных приборов, таких как гири и меры объема. То, что хозяйка дома в данной истории избрала такие часы для отмеривания часов работы служанки, сути не меняет – запрет Торы на точность измерения  не нарушается. (Но чтобы хозяйка не нарушала запрета «не воруй», она должна платить  прислуге чуть больше, компенсируя опоздание своих часов).  По той же логике, у хозяина, скажем, спортзала может использовать  неточные весы для взвешивания людей, даже если временами кто-то может воспользоваться ими для взвешивания фруктов, овощей и т.п. Еще один аргумент в пользу разрешения держать подобные часы у себя дома в том, что неточность часов может быть с легкостью обнаружена при сравнении с другими часами, чего не скажешь про гири в магазине. 

Но, все-таки рав Зильберштейн рекомендовал не оставлять такие часы на виду: рано или поздно они могут ввести кого-либо в заблуждение в таких областях, как времена молитвы, других заповедей и запретов, связанных с определенным временем.

Любопытно, что в трактате «Келим»  (гл. 17)  Мишна описывает несколько распространенных в те времена приспособлений для обмана в торговле. В этом месте мишна разбирает вопрос восприимчивы ли эти приспособления к ритуальной нечистоте. В конце мишны приводится  следующее высказывание: «Сказал рабби Йоханан бен Закай: ой мне, если я расскажу о них [об этих приспособлениях], и ой мне, если не расскажу!» Известнейший комментатор Мишны – рабби Овадия из Бартенуры – разъясняет: скажу, - научу людей обманывать ближних, не скажу, - подумают, что мудрецы не знают об этих хитростях, и, как результат, еще больше распояшутся!  И в конце концов рабби решил Йоханан бен Закай открыть секреты обмана, объяснив что, если уж кто-то захочет согрешить, это его личный выбор. «Прямы пути Всевышнего, праведники пойдут ими, а злодеи оступятся».

Рав Ури Суперфин