You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Синагога Юрмальской Еврейской Общины

 

 

---------------------------------------------------------

 

Излишняя настойчивость.


 

Ицхак, сын Авраама, женат уже 22 года, а детей Б-г не дал. И он молится Всевышнему, долго и упорно, и наконец Всевышний внемлет его молитвам. В Писании то, что Творец пошел навстречу просьбам Ицхака, описывается всего одним глаголом. Он однокоренной тому глаголу, который описывает мольбу Ицхака, только стоит в страдательном залоге. И, казалось бы, суть ясна: долгая и упорная молитва принесла плоды. Однако комментарий Раши удивляет: он аж тремя схожими глаголами описывает то, что случилось. На русском, примерно, это должно выглядеть так: «Уговорился, соблаговолил, дал себя уломать». Какая нужда в этом тройном описании?!

Рассказывают, что некий еврей обратился к раву Зонненфельду с еще более острым вопросом на это место. Он спросил: разве праотец наш Ицхак – злодей, что с таким трудом откликнулся на его просьбу Всевышний?! У раввина не было ответа. Спросивший же уже имел «в рукаве» заготовленный ответ и, испросив дозволения, сказал так: когда дети Ицхака подросли, настал день, в который Эсав, сын Ицхака, натворил много не богоугодных дел. И Всевышний, чтобы не огорчать Авраама тем фактом, что уже внук его ведет себя не так, как всегда учил поступать его дед, умерщвляет Авраама на пять(!) лет раньше назначенного срока! Только чтобы Авраам не видел этого позора. …Вот и выходит, что, родись Эсав на пять лет позже, его дедушка умер бы вовремя. А теперь получается, что сын Авраама, Ицхак, своими упорными молитвами свел в могилу собственного отца на пять лет раньше! Поэтому-то так долго Всевышний не давал Ицхаку потомства! а вовсе не из-за того, что Ицхак чем-то не заслужил иметь детей.

«Твои слова – абсолютная истина!» - воскликнул рав Зонненфельд: «И не случайно численное значение слов «…и услышал Всевышний его мольбу» равно численному значению слов «пять лет» точь в точь!»

…Нам же стоит извлечь из этой истории важный урок: кто знает, не является ли порой молчание небес на наши молитвы – актом милосердия к нам или к нашим близким? Может, не стоит слишком настаивать?