-------------------------------------------------------------
Не будь правым, будь вместе!
Вся история Йосефа – это история, которая вызывает множество вопросов, и, прежде всего, о том, что есть успех в нашем понимании этого слова? Возьмите, скажем, колено Дана. Что такого особенного можно сказать об этом колене? Несколько фактов – да, но глобально – что? Можно представить себе еврейский народ без него? А без колена Нафтали? Мы понимаем, умом, что сила нашего народа в единстве. В том числе, в единстве противоположностей. Но от Йосефа мы ждем большего, нежели от многих других сыновей Якова: ведь он – сын Рахель, любимец отца. Такие вещи не проходят даром. Однако, на деле, история Йосефа делится на какой-то странный период конфронтации с братьями ДО Египта и на период карьерного роста «из грязи в князи» в Египте. Это история личности, не общества под названием «еврейский народ». Благодаря ему семья выживает в голодные времена, но из-за него же – приходит в страну, где евреев ожидает не одно столетие тяжелейших испытаний рабством. Более того, нет колена, носящего его имя! Сыновья стали главами колен, которые называются, соответственно, по их именам, а Йосеф… как будто он стал эдаким праотцом в миниатюре, по какой-то высшей причине так и не удостоившись того, чтобы его потомки носили на фамильном гербе его, Йосефа, имя.
Всё, что написано в Торе, призвано научить нас чему-то; чему нас, глобально, может научить эта непростая судьба Йосефа? Урок ведь не всегда должен быть через позитив, мы можем учиться и на ошибках, неудачах. Жизнь Йосефа – это история успеха? Или нет? Попробую сказать об этом несколько слов.
Все, кто читает Хумаш, видят, что Йосеф конфликтовал с братьями. Все, кто читает Раши, знают, что у него были серьезнейшие претензии к облико-морале сыновей Якова от Леи. Те немногие, кто забирается еще дальше, узнаЮт, что, оказывается, как всегда, когда речь идет о личностях такого масштаба, в основе конфликта лежало расхождение в подходе к их статусу. Глобально, они – такие же неевреи, как все соседние народы, или же они – новая градация. Новая нация, если хотите, с иными задачами и обязанностями по отношению к Творцу. Да, еще не было Синайского Откровения, но Всевышний являлся их отцам, и не раз. Братья считали, что они – качественно новый тип человека, и в своих поступках руководствовались уже новым законом. Тем, который будет дан на Синае их потомкам. Йосеф же утверждал, что нет никаких юридических причин позволять себе то, что запрещено «бней Ноах», каковыми они, собственно, продолжают являться. …Отец, видимо, понимал обе стороны и не вмешивался. Йосеф докладывал ему о новых нарушениях, а отец не реагировал. Обе стороны ему казались, видимо, легитимными. Одно понятно: Йосеф противопоставляет себя братьям. И ведь он, в отличие от них, не привносит ничего нового! Он настаивает на том, что нужно продолжать вести себя, как и их отцы себя воспринимали. Братья – они те, которые выходят здесь «реформистами»! Ведь свыше не было указаний менять устои Закона по отношению к ним!
Но говорит Талмуд (Иерусалимский, Пеа 1:1), что за все эти поступки «гражданского неравнодушия» Йосеф поплатился. Всевышний наказал его за всё! …И здесь мы подходим к главному, как мне кажется, уроку из всей истории Йосефа. Этот урок затем можно будет наблюдать десятки раз, будь то в истории нашего народа, описанной в ТаНаХе, будь то в более поздние времена. Урок прост: каждый, кто отделяется от общества Израиля, перестает быть частью этого общества, со всеми производными. Даже если помыслы его чисты, устремления его – во имя Небес, поступки его – безупречны. Ничего не поможет. Ведь ничего не бывает случайным; сначала Йосеф на долгие-долгие годы покидает родной предел, дом отца, да и потом, воссоединившись с семьей, продолжает жить отдельно, занимаясь тем, что, как бы солидно оно не звучало, всё же – не лучший удел для продолжателя достойной плеяды праотцов. Управление Египтом – вот, чем вынужден был заниматься один из продолжателей дела Авраама, Ицхака и Якова. Кто-то скажет «какая великолепная карьера»! А я скажу – изгнание и отчуждение от Земли Израиля и от главной задачи еврейского народа.
В этом и заключается история Йосефа для нас: в своем роде лучший из всех сыновей, любимец отца, праведнейший и умнейший Йосеф – выводится Высшей Волей из семьи, а затем и из дальнейшей истории евреев! …Потому что противопоставил себя остальным!