You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.
Синагога Юрмальской Еврейской Общины

 

 

----------------------------------------------------------------------

 

 

Вот и настал черёд жертвоприношений. Сколько уже написано о них, и не счесть, а только всё никак нам не удостоиться на практике исполнить эти многочисленные и многосложные законы. Знаете, какой процент в законах того же Песаха занимают законы соответствующих жертвоприношений? Примерно, семьдесят, не меньше! А мы еще думали, что все законы кашерования посуды к Песаху, пасхального Сэдера, уничтожения квасного и пр. – это очень много. 

Есть, есть в алахе мнения (Рамбам и иже с ним), по которым уже сегодня мы можем принести некоторые жертвы, даже не смотря на то, что Храм еще не отстроен, жертвенник отсутствует, а священники пребывают, вместе со всем народом, в ритуальной нечистоте. На деле, то, что мешает уже в наши дни практиковать жертвоприношения, это, скорее, технические причины. Общее название этим причинам – «противодействие мусульман». С этим приходится считаться. Пока что. Считаться и ждать, надеяться, что удостоимся. Потому что не сравнить разговоры о Служении Всевышнему с практикой. Почему свыше не допускают нас до служения? нам знать не дано. Однако, согласитесь, что сегодня в обществе найдется немало тех, кто назовет подобную практику «варварством», кто пожалеет «несчастных зверюшек», кто объявит всех причастных в приучении детей к жестокости. Обвинителям дела нет до того, что для той же овцы или быка быть принесенным в жертву – это пик карьеры, это счастливый билет, это невероятное везение. Особенно когда альтернатива – стать просто куском мяса, который еще непонятно, кто съест, и насколько этот кто-то ведет праведный образ жизни, чтобы полученные им калории были бы употреблены с пользой для мироздания. Для прекраснодушных это вообще не аргумент. …Ничего не бывает случайно; если до сих пор мы не получили такой возможности, значит, недостойны пока. Но изучение законов жертвоприношений равноценно принесению самих жертв, когда иной опции нет у нас в распоряжении. Сделаем же хотя бы это. И да вменят нам это на небесах в заслугу, как будто мы и вправду принесли жертву в Храме во славу Всевышнего!


 

Конечно, еще до непосредственно самого жертвоприношения, есть много этапов подготовки. Это и проверка выбранной скотины на предмет отсутствия физических изъянов, с которыми та не пригодна в жертву. Это и проверка временем тех изъянов, которые могут за несколько дней проявить динамику в сторону выздоровления, и, значит, у скотины с таким изъяном появляется шанс. И вот, животное признано пригодным, его ведут в Храм. Требования, предъявляемые к еврею, желающему посетить Храм, также весьма многочисленны. И овца, которую наш еврей сейчас ведет к воротам на Храмовую гору, - не только предназначенная жертва, она еще и его «пропуск» внутрь: ведь с пустыми руками к царю являться – это моветон. А в нашем случае – еще и запрет. Овечка еще даже не получила статус жертвы потому что хозяин еще не назвал ее таковой. Пока что это просто подарок Всевышнему, как идея. Еврей с подарком вступает под арку храмовых ворот.

За воротами стоит дежурный коэн, он самолично удостоверится, что у скотины нет изъянов, мешающих ей быть принесенной в жертву. Таков порядок. Если уж на заводе проверяют порой по нескольку раз выходящую продукцию, то здесь – тем более это необходимо! Как только проверка удачно пройдена, священник напоминает приведшему овцу о том, что настал черёд посвящения той в жертву. Это надо сказать вслух, не перепутав наименование жертвы. Видов жертв – множество, так что порой, когда случай неординарный, стоит посоветоваться с дежурным коэном, то ли животное вообще человек привёл. Всякое может быть, порой возраст неподходящим может оказаться, а порой и вид не тот, что годится для определенной жертвы.

Ни за что не угадаете, какой следующий этап! Это… напоить овечку. С неё же нужно будет содрать шкуру, а это легче сделать, если она попила. Поэтому тут же ее поят водой вдосталь. После этого ее ведут дальше, приходят во двор Храма, сначала первый двор. Если наша овца – «лёгкой святости жертва», то где-нибудь во втором дворе приносящий встает с нею и дальше делает еще одно неожиданное для непосвященных действие: он кладет обе руки на голову животного и со всех сил опирается(!) на неё. Вообще-то посвященным в жертву животным запрещено пользоваться, но здесь сама Тора повелела так сделать, поэтому – можно и нужно. В этот момент приведший овцу начинает произносить восхваления Творцу, если речь идет о мирной жертве, или кается, если жертва – грехоочистительная. 

На этом этапе жизнь нашей овечки подошла к своему блестящему концу. Настало время сделать ей «шхиту». В принципе, шхиту может сделать кто угодно, и сам хозяин овечки, и его друг. Но, как правило, это сделает коэн. Просто потому, что коэны знают шхиту, находятся всегда на месте и… потому что зачастую люди думают, что шхита – это уже интегральная часть жертвоприношения. Но это не так. Суть священников – «налаживать отношения» между народом и Всевышним (у пророка – обратная задача: между Всевышним и народом), их суть – милосердие Творца. Тот, кто исполняет «милосердные функции» не может быть обязанным лишать жизни. Так что зарезать овечку может и не коэн, если пожелает.

После шхиты начинается, собственно, Служение жертвоприношения. О том, из каких этапов оно состоит, мы поговорим на следующей неделе.