Вот и подошло время последней заповеди в Торе. Шестисот тринадцатой. Заповеди написать свиток Торы. РаМБаМ пишет об этом так: «Заповедь на каждом еврее – написать себе свиток Торы, как сказано: «А теперь запишите себе песнь эту», - то есть, запишите себе Тору, включающую в себя эту песнь (что в нед. гл. «Аазину»). …И, даже если ему достался свиток Торы в наследство, тем не менее, и у него есть обязанность написать новый». У этой заповеди много законов, много подробностей, поэтому упомянем лишь некоторые из них.
Прежде всего, относительно свитка, доставшегося по наследству. Интересный вопрос разбирается в нескольких книгах: каков будет закон в случае, когда в наследство человеку достался незаконченный свиток Торы? выполнит ли он заповедь, дописав этот свиток до конца? Автор книги «Шаагат арье» считает, что даже в том случае, когда человек унаследовал пергамент, на котором его предшественник успел начертать всего одну букву, невозможно выполнить заповедь, дописав к этой букве весь остальной текст Торы! Однако из написанного на эту тему РаДВаЗ ом – мудрецом Торы, жившим задолго до рождения «Шаагат арье» - следует, что в подобном случае это восполнение недостающего текста засчитывается, как будто он написал всё от начала до конца.
«Сэфер а-хинух» - труд, посвященный описанию всех заповедей Торы – пишет, что, кроме основной обязанности, – написания свитка Торы, каждый должен также постараться способствовать выходу в свет и других книг, как то Талмуда, Мишны и т.д.
Рабейну Ашер, “Рош” (один из известнейших мудрецов – комментаторов Талмуда) считал, что в наше время, после того, как было разрешено записывать Устную традицию, в рамках данной заповеди, каждый еврей обязан записать книги для учебы (или, если говорить про сегодняшние реалии, - напечатать таковые). Мнения двух авторитетов алахи разделились относительно того, какова позиция ""Рош"а по отношению к изначальной форме выполнения нашей заповеди: «Бейт Йосеф» полагал, что “Рош” согласен с тем, что и в наше время написание свитка Торы имеет первоочередное значение. Автор комментария к книге «Тур» - «Приша», аргументируя свою позицию тем, что в наше время никто не использует свиток Торы для простой учебы, считал, что, по мнению “Рош”а, на данный момент заповедь состоит именно в написании книг для учебы. Этот, последний, подход лег в основу написанного в книге «Атерет паз» суждения, в соответствии с которым тому, кто желает увековечить имя своих родителей, пожертвовав свитка Торы в какую-либо синагогу, следует посоветовать вложить приготовленные средства в издание алахического труда и т.п., так как этот вариант – предпочтительнее (не говоря уж о том, что зачастую свиток Торы, который, как правило, далеко не первый в синагоге, стоит месяцами без использования). Более того, в респонсах рабби Хаима Паладжи – «Смиха ле-хайим» - автор пишет, что даже тот, кто дал обет пожертвовать свиток Торы, может вместо этого напечатать книги Закона и т.п., так как данный вариант не только не противоречит его первоначальному обету, но и является его оптимальным исполнением!
В книгах обсуждается вопрос, обязан ли пожертвовавший свой свиток Торы синагоге написать новый, так как теперь у него нет свитка. Тем более, если написанный им свиток был потерян или украден. Мнения авторитетов по этому вопросу разделились.
Также по поводу написания свитка несколькими людьми вместе нет консенсуса среди раввинов прошлых поколений.
Женщины освобождены от этой заповеди, так как она – производная заповеди изучения Торы, выполнять которую женщины не обязаны.